YOUR WEBSITES NAME
SGTC
SGTC катушка Теслы симметричная
Первые мои опыты по созданию катушки Теслы, наверное, как и у всех тесластроителей, был, мягко говоря, неудачным... Что-то постоянно, ломалось, что-то или замыкало, или грелось или просто перегорало, иногда с феерверком... И это при всём при том, что я довольно неплохо подкован в теоретической физике, электрике и электронике. Но неудачный опыт, он на то и неудачный, что приобретаешь нечто, что не даст наверное, никакая теория. И со мной, думаю, согласятся все люди. Это - чуйка ;-)  Теория теорией, а опыт - совсем другое дело. И вот, в результате всех моих экспериментов, которые показывать здесь, наверное, не имеет смысла, родилась, наконец, первая абсолютно рабочая конструкция:
По своей сути - это симметричная катушка Теслы. Или Тесла без заземления. К слову сказать, я и все свои остальные катушки Теслы, тоже конструировал без заземления , в обычном понимании этого слова. Дело в том, что нормальное заземление в условиях старых панельных домов 80х годов, проще говоря, "брежневок", попросту невозможно. Надо же к контуру заземления самого дома присоединять катушку. А как её присоединишь, если заземление как таковое давно отгнило. И электрики, обслуживающие дом, дружненько навалили большой и толстый на эту проблему, тупо присоединив землю на ноль питания. Занолили то есть! Сами понимаете, чем это чревато. На трубу кидать заземление катушки - тоже не вариант. Потому как убить соседа может в два счёта. Особенно, когда он в ванну полезет. А я в это время включу катушку.  Вдобавок, трубы-то сплошь пластиковые! Ток потечёт по воде. Со всеми вытекающими.... Мне некоторые "деятели писали" : кинь землю на газовую трубу... Ну это ваще жесть!!! Короче, первая моя конструкция катушки Теслы оказалась совершенно без заземления. Поставил я первичку посредине вторички и просто её концы соеденил через искровой промежуток, который вы видите. Вот и всё. На первое время мне хватило этой эйфории.
SGTC катушка Теслы симметричная
SGTC катушка Теслы симметричная
Повышающий трансформатор я вырвал из старой, Советской ещё, микроволновки. Китайские МОТы не годились абсолютно! Одного, ну, явно мало! Такой МОТ даёт на выходе 2киловольта примерно. И греется на холостом даже ходу, ну просто не по-детски! А требуются минимум три, соединённые последовательно вторичками своими и параллельно первичками таких китайский МОТа. Даже на холостом ходу, такая спарка потребляет... Умножим 800 ватт холостого хода одного МОТа на 3 и получается 2,4 киловатта холостого хода !!! Пипеееец! Да и изоляция вторичек каждого МОТа не выдерживает суммаргого напряжения (6 киловольт) и  пробивает просто на раз. Даже погружение их в тазик с трансформаторным маслом никакого эффекта не даёт из-за очень плотной намотки обмоток этих повышающих трансформаторов. Масло внутрь даже не проникает. И может служить лишь охладителем. Поэтому, выбор мой и пал на Советский МОТ. И железо мощное и сам он побольше размерами и перематывать вторичку - милое дело, места достаточно. Умели делать в совдепии с запасом! У меня получилось 7,2 киловольта. Мотал, не расчитывая, покуда хватало места для намотки проводом ПЭВ 0,34. Весьма приличное выходное напряжение! С ним уже можно работать.  Это фото ещё не перемотанного Советского МОТа:
Советский МОТ
Разрядник я решил сделать статическим. Отыскал на автобазе здоровенный подшипник. Разрезал его автогеном, достав  шарики, с билиардные величиной и установил их рядышком, с возможностью регулировки искрового зазора. Таковым этот разрядник благополучно дожил до следующей моей конструкции. О ней далее. А пока что - фотографии моей первой катушки.
SGTC катушка Теслы симметричная
SGTC катушка Теслы симметричная
SGTC катушка Теслы симметричная
SGTC катушка Теслы симметричная
Ну и конечно, видео
Таким образом, поднаторев на это первом моём , удачном конструировании и поняв, что при таком хорошем МОТе я получаю подозрительно низкий выхлоп, я стал думать дальше. И Получил нечто уже поинтереснее. Размещу сразу видео. Думаю вам так будет интереснее. К тому же, на видео есть пояснительные титры. Кстати, нижний конец вторички, я воткнул в землю, благо, свой  опыт, снятый на видео, я проводил на даче. И заземление обеспечил без проблем.
Конечно, это не бог весть, какой результат... Но это первая моя удачная и перспекивная поэтому конструкция. И последующие эксперименты не замедлили сказаться на конструкциях катушки Теслы. Смотрим :
Кратенько о конструкции. Блок питания, что в коробке внизу катушки, собран из ДСП листов. Внутри - мой старый добрый перемотанный на 7 киловольт Советский МОТ, от Советской же микроволновки. Разрядником служат всё те же шарики от подшипника. Они себя классно показали. Конденсатор - батарея высоковольтных конденсаторов от китайских микроволновок, соединённых последовательно-параллельно. Четыре высокочастотных дросселя на серых канализационных ПВХ трубках, с намотанным проводом ПЭВ-0,34, по 550 витков каждый. Соеденены по два последовательно в каждой линии. Всего - четыре получается. Первичка контура- плоская 7 витков медной трубки диаметром 8 мм, поднятая на некоторое расстояние по высоте вторички, для лучшей взаимосвязи. Но это опасно, поэтому всю нижнюю часть вторички, я обмотал прозрачным ленолеумом, чтоб не дай бог не пробило. Как, впрочем, и всю вторичку. Но внизу - побольше намотал. Сама вторичка - 3000 витков провода ПЭВ-0,34. Кто-то скажет, многовато... Может быть. Но - работает, как видите. И неплохо ! Теперь тороид. Я его выполнил, как мне кажется, оригинально. Во всяком случае, я ни у кого такой конструкции не видел пока что, хотя перерыл весь интернет. Взял автомобильную камеру на 13. Надул насосом до упругого состояния, но не до того момента, как она начинает раздуваться грыжами, теряя форму. Облепил её алюминиевым скотчем, разгладив ляпки стеклянным гладким стаканом, чтобы поменьше было видно складок. И прилепил всё тем же алюминиевым скотчем вязальную спицу, изогнув её по контуру камеры и отогнув противоположный конец горизонтально. Получился клёвый терминал. Высокое напряжение, подаваемое с катушки,  видит весь тороид целиком, а не отдельные ляпки скотча. Для двух миллионов вольт клейкая субстанция скотча абсолютно прозрачна. Так что тороид получился идеальный. Это вам не гофр от вентиляции, кторый от малейшего падения гнётся, проминаясь самым неприглядным образом так, что водружать его после такого фатального падения на пол, обратно на катушку, как-то... непрезентабельно, что ли... А эту обклееную алюминиевым скотчем автомобильную камеру (в моём случае их две, склееных вместе) можно хоть пинать, как мячик, ей нихрена не сделается! Она будет только отпружинивать. Ну и напоследок : Заземление. Я опять сумел обойтись без традиционного заземления на трубу или кабелем в землю вкопывать... Я просто купил в строительном магазине металлическую сетку в несколько квадратных метров и расстелив её по полу, подключил её к нижнему выводу катушки. Получилось идеальное псевдозаземление. Идеально работающее и никого не травмирующее. и не убивающее. Запуск, как видите, производил дома. С применением высокочастотных фильтров по питанию. Обязательно! И мощности электросети вполне хватило для такой установки. Весь фокус - в изменении косинуса угла "фи". Это когда, в импульсном устройстве (сварочном трансформаторе или катушке Теслы) ток потребления отстаёт от напряжения. Подробнее - читайте электротехническую литературу. Ну а так вот вроде бы и всё с этой катушкой...
Почти готова уже вторая (четвёртая по счёту) катушка. Она уже помощнее. Скоро выставлю видео. Вот её фотки, правда ещё пока что без запуска. Конструировать её было уже намного проще, по проторённому пути
SGTC - катушка Теслы
SGTC - катушка Теслы
SGTC - катушка Теслы
Как видите, она уже собрана и в принципе, готова к работе. Но вот... запускать её в квартире боюсь. Дело в том, что купленный мной, в качестве питающего, на рынке, сварочный трансформатор, будучи перемотан, выдаёт на выходе 13 с половиной киловольт. А это почти в два раза больше, чем у предыдущей такой конструкции, показанной выше. И сколько будет на терминале вообще пока затрудняюсь сказать.. Но не менее 3х мегавольт, точно! Пулять-то она будет будь здоров. Поэтому и побаиваюсь. Вот и жду дачного сезона, чтобы вывезти её на природу и там опробовать.
Так что пока только фотки процесса изготовления :
Сборка трансформатора на 13 кВ Расчёт вых напряж по замеру через ЛАТР Конструирование масляного аквариума
Сборка трансформатора на 13 кВ Расчёт вых напряж по замеру через ЛАТР Конструирование масляного аквариума
Масло залито в аквариум Аквариум готов Намотка вторички
Масло залито в аквариум Аквариум готов Намотка вторички
Крупным планом Вид со стороны Герметизация и изоляция вторички
Крупным планом Вид со стороны Герметизация и изоляция вторички
Китайский прозрачный ленолеум Изготовление тороида из камеры Тороид готов
Китайский прозрачный ленолеум Изготовление тороида из камеры Тороид готов
А вот и первичка Высокочастотные фильтры из туб герметика ВВ капы для резонансного контура первички
А вот и первичка Высокочастотные фильтры из туб герметика ВВ капы для резонансного контура первички
Кулер вентиляции от микроволновки Процесс монтажа в корпус Вращающийся разрядник
Кулер вентиляции от микроволновки Процесс монтажа в корпус Вращающийся разрядник
Почти всё готово Механизм для постановки вторички Цепь высокочастотного фильтра защиты сети
Почти всё готово Механизм для постановки вторички Цепь высокочастотного фильтра защиты сети
Пересмотрев кучу материала и фото и видео в нете по стрительству катушек Теслы, и поняв, что можно многие узлы и детали сделать попросту по-другому, более эффективно и не так, как у других, я занялся рационализаторством. Начал со вторички. Её я намотал на белой ПВХ, 16ти сантиметровой в диаметре, трубы вентиляции. Она конечно, красивая и ровная и всё такое... Но вот уж больно хлипкая по части внутреннего пробоя. Почему, многие тесластроители, пользовавшейся таким каркасом для намотки своих вторичек, часто вынуждены были их менять из-за быстрого их выхода из строя. Пробивало прямо внутрь катушки сверху вниз ! И такой каркас уже никуда не годен был. Я пошёл по другому пути. Взял и усилил изоляционные свойства каркаса, сделав его трёхслойным. Два слоя - внешний и внутренний - две трубы, вставленных одна в другую. А пространство между ними выстелил тонким войлоком и пропитал его трансформаторным маслом. Далее - высоковольтные фильтры, так называемые ВЧ каналы. Их дожно быть по одному на канал. И ставятся они после высоковольтного трансформатора. Но вот беда : внутреннее пространство коробки весьма ограничено. Тогда, я просто разделил два фильтра на два. Получилось четыре фильтра. По два уже на канал. Намотал их на тубах от сантехнического герметика, которые можно найти практически на любой помойке, благо , домашним строительством занимаются многие и найти использованные четыре тубы от герметика, я думаю, труда ни для кого не составит. Правда, понадобится ещё пятая туба. Её я использовал для размещения четырёх кольцевых сердечников и четырёх конденсаторов. Получившийся блок я присоединил к проводу питания, возле вилки. Он будет защищать сеть от гармоник, проникающих в цепь питания, а оттуда , в общую электросеть. Без этого узла, электросеть будет сильно зашумлена во время работы катушки и различная бытовая техника дома может просто погореть. Далее - конденсатор первичного резонансного контура. На нём я решил не экономить и раскошелился на три импульсных высоковольтных кондёра К75-15, по 1мкф на 10 кВ и по 8 тыс рублей каждый. А что делать? Всётаки, батарея конденсаторов, собранная из кондёров для микроволновок, на 1мкф по 2кВ каждый, не выдерживала и часто её кондёры, попросту взрывались, вскипая. Они не предназначены для работы в импульсных устройствах переменного напряжения. А только в цепи постоянного напряжения. Конечно, при неимении денег, можно и ими воспользоваться, как было у меня в ранешних конструкциях. Но если есть возможность, лучше купить хорошие кондёры. И конечно, зашунтировать каждый мегаомным резистором на пару-тройку мегаом каждый, чтобы после выключения катушки, кондёры имели возможность разряжаться. Если конденсатор один и постоянно замкнут на первичный контур, то можно и без резистора. Но если их - цепочка, то их наличие - обязательно. Теперь - об искровике. Искровик.... много разговоров в нете о том, какой лучше использовать. Вращающийся искровик, при правильной его настройке, способен поднять энергичность катушки на 20 - 30 %. Но вот изготовить его... Это надо постараться! Все контакты должны, при вращении диска, быть на идеально одинаковых искровых промежутках, иначе , в пакетах импульсов будут существенные пропуски. И энергичности вы не получите. Да и частоту вращения, диаметр диска, а также, количество контактов на диске, а зачастую и их взаимное расположение, придётся тщательно расчитывать и подгонять под скорость заряда-разряда конденсаторной батареи первичного резонансного контура, который , кстати, тоже зависит от такого фактора, например, как толщина проводников от контактных клемм до самих внутренних пластин конденсатора. Тот ещё гемор ! Многие просто понатыкают болтов на диск и запускают его на простом асинхронном двигателе. Это в корне неверно! С учётом всего вышеизложенного, проще разрядник делать статическим. И подгонять расстояние единственного искрового промежутка - между всего лишь двумя искровыми контактами. Ну и как ни крути, энергичность катушки в целом, будет слегка поменьше, из-за ограниченности количества пакетов импульсов разрядов. Но, кстати, это зачастую, не имеет никакого значения, поскольку резонансная система сама ограничена скоростью зараяда-разряда батареи конденсаторов. От чего она зависит? Прежде всего , от количества конденсаторов в батарее. Чем их меньше, этих конденсаторов в батарее - тем лучше Конденсатор быстрее заряжается. Немного энергичность зависит от расстояния между пластинами конденсатора и качеством диелектрика между ними. Короче говоря, моё личное мнение : вращающийся разрядник - просто понты корявые. Или занятие для упёртых. Я и сам не смог должным образом собрать такой разрядник, потому как не смог найти моторчика, без продольного люфта вала. И решил отказаться от него, воспользовавшись статичными контактами. Но есть один косяк и в них. Это безумный их нагрев во время работы. Плазма однако... И когда между раскалившимися до белого каления контактами возникает дуга - пипец ! Нету работы! Поэтому наша задача - такие контакты интенсивно охлаждать. Но и этого ещё мало. Дуга возникает тем быстрее, чем хуже теплопроводность искровых контактов. То есть, чем медленнее они отдают тепло от места возникновения искры, тем быстрее это место нагреется. И тем быстрее возникнет дуга. В этом случае, отчасти помогают механизмы дугогашения. Есть несколько способов гасить дугу. Можно контакты искровика погрузить в трансформаторное масло. Но оно хоть и обладает необходимым охлаждением и теплопроводностью, всё же затрудняет возникновение искры из-за своих изоляционных свойств. Ведь это всё же - трансформаторное масло ! Второй способ - воспользоваться максимально возможными массивными самими контактами. Таковыми могут стать как раз шарики от подшипников. Неплохое, на мой взгляд решение. Есть ещё один хороший способ погасить дугу. Это - интенсивный и направленный поток воздуха, который достаточно эффективно и сдувает с контактов дугу, и ещё и охлаждают контакты разрядника. Вот двумя последними сразу я и воспользовался в ранешних своих конструкциях. И , похоже, воспользуюсь и в этой конструкции тоже. Лично мне понравилось такое решение непростой проблемы. Об остальных узлах катушки Теслы, думаю, нет смысла рассказывать, так как они подробненько разжёваны на других ресурсах подобной направленности и содержания.
Вот и всё пожалуй.... Самое главное, я считаю, не бояться нетривиально подходить к решению проблем. И всё получится.


  Первая, работающая SGTC
Вторая конструкция большой катушки Теслы
  Первая, работающая SGTC
Вторая конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Третья конструкция большой катушки Теслы
Четвёртая конструкция катушки Теслы, SGTC